Исследование смыслового понимания текста

Исследование смыслового понимания текста назначается при рассмотрении дел по защите чести, достоинства и деловой репутации, оскорблении и клевете, экстремизме, коррупции, нарушении авторских прав, закона о рекламе и др.

Объектом лингвистической экспертизы является зафиксированный на материальном носителе устный или письменный текст – диктофонная запись, статья в журнале, объявление в бегущей строке или пост в социальной сети.

Эксперт-лингвист анализирует значение слова или высказывания, а также контекст, позволяющий объективно оценить коммуникативную ситуацию и подтвердить или опровергнуть факт речевого проступка.

 

Вопросы, решаемые экспертом при исследовании смыслового понимания текста:

 

Вопросы о предмете речи:

1. Каково смысловое понимание фразы «…»? Возможно ли неоднозначное толкование высказывания «…»?
2. О каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идёт речь?
3. Имеются ли в тексте признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значение скрытых элементов текста, либо их характеристики?
4. Идёт ли речь в тексте о каких-либо действиях, совершаемых с наркотическими средствами (оружием)?

 

Вопросы по делам, связанным с угрозой:

1. Имеются ли в тексте признаки вербальной агрессии в форме угрозы? О совершении каких именно действий идёт речь? Кто является адресатом, а кто адресантом угрозы?
2. Имеются ли в тексте высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям?
3. Если да, то кто является субъектом побуждения, кто является объектом побуждения? Какова речевая реакция собеседника на данные высказывания?
4. Имеются ли в тексте признаки побуждения к каким-либо действиям?
5. Если да, то каковы роли и функции собеседников в представленной речевой ситуации?
6. Каков характер волеизъявления участников коммуникации (просьба, предложение, требование, принуждение и пр.)?

 

Вопросы по делам коррупционной направленности:

1. Имеются ли в тексте признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значения скрытых элементов текста, либо его характеристики?
2. Идёт ли речь в разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому?
3. Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
4. Выражена ли в разговоре ситуация выполнения (невыполнения) каких-либо действий одним лицом в интересах другого лица?
5. Кто в разговоре является передающим, а кто получающим денежные средства?
6. Имеется ли речевое указание на лиц, в интересах которых совершаются данные действия?
7. Каковы обстоятельства передачи денежных средств (время, место, способ передачи и пр.)?
8. Имеются ли в разговоре высказывания, выражающие побуждение одного из собеседников к передаче денежных средств? Если да, то, кто является субъектом побуждения, кто является объектом побуждения?
9. Кто из собеседников первым актуализирует (инициирует) в разговоре ситуацию передачи денег?
10. Имеется ли в разговоре речевое указание на общение собеседников о передаче денег до данного разговора?

 

Вопросы по делам об оскорблении:

1. В какой коммуникативной ситуации реализован представленный на исследование текст?
2. Имеются ли в тексте высказывания, в которых в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается гр. N?

 

Вопросы по делам о клевете:

1. Имеются ли в тексте высказывания, в которых получили речевое выражение какие-либо факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр. N и выражающие негативную оценку его деятельности?
2. Если да, то в какой форме (утверждения, мнения, предположения, оценочного высказывания) они представлены?
3. Имеются ли в тексте ссылки на какой-либо источник информации?

 

Вопросы делам экстремистской направленности:

1. Имеются ли в тексте высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?
2. Имеются ли в тексте высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединённых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?
3. Имеются ли в тексте высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединённых по признакам расы, национальности, происхождения или отношения к религии?
4. Имеются ли в тексте высказывания, в которых идёт речь о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признакам расы, национальности, происхождения или отношения к религии?