Защита средств индивидуализации и борьба с патентными троллями – вопросы, которые приобретают всё большую популярность. Недобросовестные игроки регистрируют популярные номинации или технологии в качестве товарных знаков и обращаются в суд с иском против организаций, которые в действительности производят продукт или оказывают услугу под этим брендом. Результатом таких споров могут быть денежные компенсации или блокировка деятельности предприятия.
Журналист издания «Реальное время» Ильгиза Насибуллина попросила руководителей крупных компаний и патентных направлений поделиться опытом решения споров, касающихся патентной безопасности. В качестве экспертов выступили руководитель патентного направления ПАО «Сбербанк» Борис Герасин, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов, руководитель юридического департамента Федерального центра защиты товарных знаков Евгений Гусев и действующие руководители коммерческих организаций. В кратком изложении результаты опроса сводятся к следующим положениям.
При получении досудебного требования от патентного тролля необходимо помнить, что игнорирование такого обращения усилит позицию противника, если он решит подать судебный иск. Законом установлен 30-дневный срок на подготовку письменного ответа. Важно привлечь профессионального патентного поверенного, понимая, что поверенный по изобретениям и поверенный по товарным знакам – это разные специалисты. Эксперты предупреждают об опасности подписания лицензионных соглашений с троллем.
Важно изучить положение самого тролля: если его собственный товарный знак не зарегистрирован, необходимо сделать это первым. В этом случае можно направлять встречные иски. Эксперты одним из действенных способов называют бюрократизацию во взаимодействии с троллем. Если предприниматель оказался вовлечённым в этот диалог, следует запросить нотариально заверенные копии документов, подтверждающих полномочия и правомерность предъявляемых претензий. Так у предпринимателя появится надежда, что тролль окажется неготовым к такой сложной схеме заработка.
Специалисты также рассказали о страховой защите от претензий со стороны патентных троллей. Страховые продукты предусматривают случаи нарушения патентных прав или компенсацию расходов, связанных с претензиями со стороны иных правообладателей. Второй вариант как раз касается взаимодействия с троллями. В России такой вид страхования относится к страхованию финансовых рисков. Однако это направление пока развивается не очень стремительно.
Отбить претензии в Палате по патентным спорам предприниматель сможет, если докажет, что начал использование товарного знака раньше, чем патентный тролль его зарегистрировал. Патентные тролли, в свою очередь, нередко имитируют использование средства индивидуализации и в подтверждение этого предоставляют суду заранее подготовленные документы.
Самым оптимальным способом защиты своего бренда – регистрация его в качестве товарного знака. Эксперты советуют до начала предпринимательской деятельности в выбранном направлении и проверить наличие подобных, уже зарегистрированных, знаков. Помочь в этом может, например, бесплатный сервис TMview. Если название зарегистрировано, можно связаться с его владельцем и попытаться выкупить товарный знак. Перед регистрацией обозначения важно приобрести все существующие домены с выбранным названием.